О Борхесе
www.bibliomsk.ru

Хорхе Луис БОРХЕС
О Борхесе
Статьи
Из Книги



Книги Борхеса
Жестокий освободитель Лазарус Морель
Беспардонный лжец Том Кастро
Вдова Чинга, пиратка
Преступных дел мастер Манк Истмен
Бескорыстный убийца Билл Харриган
Неучтивый церемониймейстер Котсуке-но-Суке
Хаким из Мерва, красильщик в маске
Мужчина из Розового кафе
Хорхе Луис БОРХЕС
Алфавитный указатель
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A-Z 0-9

Энциклопедическая справка

Собирая информацию для данного раздела, я заглянул в хранилища знаний, чем в моем понимании являются всевозможные энциклопедии. Вот что, к примеру, нашел по Борхесу в Большой Советской Энциклопедии:

    Борхес (Borges) Хорхе Луис (р. 24.8.1899, Буэнос-Айрес), аргентинский писатель. Литературную деятельность начал в Испании как один из основателей модернистского направления — ультраизма, принципы которого развил затем в аргентинской поэзии (сборники «Жар Буэнос-Айреса», 1923; «Луна напротив», 1926). Завоевал широкую известность фантастическими рассказами, проникнутыми идеей абсурдности мира, чему соответствует их усложнённый образный строй. Автор литературных исследований, эссе.

    Соч.: Obras completas, [t. 1—3, В. Aires, 1964—65].

    Лит.: Gutierrez Girardot R., Jorge Luis Borges. Ensayo de interpretacion, Madrid, 1959; Alazraki J., La prosa narrativa de J. L. Borges, Madrid, [1968] (библ. с. 229—40).

          Л. С. Осповат.

Честно говоря, подобная статья в столь уважаемом мною издании вызвала у меня некоторое недоумение. Похоже, автор не потрудился как следует изучить предмет своей статьи. Дальше в этой же энциклопедии упоминание о Борхесе встретилось мне в статье "Ультраизм":

    Ультраизм (испанское ultraismo, от лат. ultra — вне, сверх, за пределами), одно из «левых» течений в испанской поэзии, возникшее после 1-й мировой войны 1914—1918. Девиз У. — «ultra» провозгласил в декабре 1918 критик Р. Кансинос Асенс. Один из вождей У. — поэт и критик Г. де Торре, автор «Вертикального ультраистского манифеста» (1920) и сборника стихов «Винты» (1923), редактор журналов «Греция» («Grecia», 1919—1920) и «Ультра» («Ultra», 1921—22). У. выражал анархический бунт мелкобуржуазной интеллигенции против мещанской пошлости и буржуазной ограниченности; отвергал национальные культурные традиции, провозглашая необходимость создания «новой» поэзии, соответствующей «динамизму» 20 в. На первый план У. выдвигал чисто формальные искания: отказ от рифмы, классической метрики и знаков препинания, сочетание образа словесного с визуальным, возникающим в результате определённого типографского рисунка стиха, эллиптическую образность, построенную на чисто субъективных ассоциациях. К У. примкнули П. Салинас, Х. Гильен, А. Эспина и др. поэты; в Латинской Америке его проповедником стал аргентинский поэт Х. Л. Борхес. Несмотря на популярность течения в начале 20-х гг., его сторонники не создали значительных произведений, а к 1923—24 оно перестало существовать.

    Лит.: Pena М. de Ia, El ultraismo en Espana, Avila, 1925: Torre G. de, Literaturas europeas de vanguardia, Madrid, [1925]; Gоmez de la Serna R., El ultraismo у el creacionismo espanol, «Revista Nacional de Cultura», 1955, №108; Videla G., El ultraismo, Madrid, 1963.

Не менее формальный подход к изложению материала наличествует в статье "Аргентина" (там же). Складывается впечатление, что статья писалась на основе газетных вырезок.

    Из статьи Аргентина, раздел Литература

    ... Новый этап в литературе А. наступил после 1-й мировой войны 1914—18 и Октябрьской революции в России. В 20-х гг. существовали два крупных объединения писателей — «группа Флориды» (Лугонес, поэт Х.Л.Борхес, прозаик У. Васт), отстаивавшая лозунг «искусство для искусства», и «группа Боэдо», провозгласившая лозунг «искусство для жизни» (Р. Арльт, А. Юнке и др.). Специфика национальной жизни нашла воплощение в социальных романах Б. Линча («Стервятники Флориды», 1916, и др.), Р. Гуиральдеса («Дон Сегундо Сомбра», 1926). В поэзии 20-х гг. господствовали различные течения авангардизма, выражавшего анархический протест против мещанской обыденности...


А вот что написано о Борхесе в других энциклопедиях:

    Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия

    БОРХЕС (Borges) Хорхе Луис (1899-1986), аргентинский писатель. В 1920-е гг. один из основателей авангардизма в испано-американской поэзии. Сборники стихов «Творец» (1960), «Другой, все тот же» (1969), «Тайнопись» (1981). Фантастические психологические, приключенческие, детективные и сатирические новеллы, прозаические миниатюры, насыщенные (как и стихи 60-70-х гг.) интеллектуальной метафоричностью: сборники «Вымыслы» (1944), «Алеф» (1949). Эффект подлинности вымышленных событий достигается введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии. Литературная критика.


    Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БОРХЕС (Borges) Хорхе Луис (1899 — 1986), аргентинский писатель. В фантастической по сюжетам новеллистике, своего рода вымыслах-притчах (сборники "Вымышленные истории", 1944, "Алеф", 1949, "Строки бегущих песчинок", 1975) мир предстает как особая реальность, а безысходно замкнутый в иллюзорных лабиринтах пространств и времен герой осмысляется как читатель или автор Книги-Вселенной, разгадывающий тайну своего существования, ищущий свидетельств цельности и осмысленности мира. Традиции испанского барокко, английской метафизической поэзии в насыщенной изощренными метафорами лирике (сборник "Страсть к Буэнос-Айресу", 1923), в сонетах и стансах, построенных на сквозных образах зеркала и сна (сборники "Иной и прежний", 1964, "Тайнопись", 1981). Эссе (книги "Обсуждение", 1932, "История вечности", 1936, "Новые расследования", 1952).